«Превращение»

Оксана Соловьева
Новогодние каникулы нужно тратить на то, чтобы выпить под елкой бесчисленное количество бокалов шампанского, навестить близких и сходить с друзьями в кино.
Догма направление в современном кинематографе

Тогда все еще взахлеб смотрели «Догму»: «Торжество» Томаса Винтерберга, «Идиотов» Ларса Фон Триера, «Король Жив» Кристиана Левринга, «Последнюю песнь Мифуне» и «Итальянский для начинающих». Озона в 2001 году мало кто знал, хотя несколько кассет с его первыми работами уже пылились на полках пунктов проката. Фильм «Под песком» привлек к себе внимание не фамилией режиссера, а тем, что главную роль в нем исполнила долгое время на экране отсутствовавшая Шарлотта Рэмплинг.

Лилиана Ковани итальянский режиссер, самый знаменитый ее фильм «Ночной портье» о страсти, которую испытывают к другу другу бывшая заключенная концлагеря и бывший нацист.

Все говорили о ней, а о нем только вскользь «вот, мол, такая звезда согласилась сниматься у молодого режиссера». Все говорили о ней и о том, как она играет, а главное - как она сейчас выглядит. Ведь фильм «Ночной портье» Лилианы Ковани большинство кинолюбителей посмотрело только в 90-х, а не в 70-х, когда он был снят. В общем, ждали тридцатилетнюю Шарлотту, в то время как с экрана на них смотрела 54-летняя женщина.

Мари Дрийон - жена грузного Жана Дрийона. В первый день отпуска супруги отправились на пляж. Муж пошел искупаться, и больше его никто не видел. После тщетных поисков Мари возвращается в Париж и старается жить своей жизнью, так, как будто муж по-прежнему с ней, ни на секунду не допуская мысли о том, что он утонул, или даже совершил самоубийство.

Фильм в равной степени как завораживал, так и раздражал. Завораживал безупречной игрой Рэмплинг, длинными подробными планами побережья – море (кстати, морскими пейзажами Озон будет любоваться практически во всех своих фильмах), песок, небо, солнце, отражаясь в лазурных горизонтах, буквально слепит глаза, только, досада, не греет.

Раздражал фильм все той же Рэмплинг, тем, что почти пятнадцать минут экранного времени артистка лежит на пляже в купальнике, что в одной из сцен ее будут ласкать сразу несколько любовников, один из которых ей во внуки годится. И не важно, что это – всего лишь ее фантазии. А самое главное - в фильме не будет поставлено точки. Режиссер не соизволит нам объяснить – утонул этот чертов Дрийон, или просто ушел от жены.

Первые двадцать минут фильма, как признался сам режиссер в одном из своих интервью, он снимал не имея сюжета. Была затравка, болезненное детское воспоминание о том, как на пляже утонул мужчина и его пятидесятилетней жене пришлось собрать вещи и уйти домой в одиночестве. А дальше-то что? На полгода фильм пришлось оставить, чтобы придумать продолжение и утвердиться в мысли, что история этого продолжения заслуживает.

Как бы то ни было, после «Под песком» про Озона заговорили. Выяснилось, что он родился в 1967 году в семье учителей, что он - парижанин, кажется гей, выпускник кинематографической школы Ля Феми, сценарист и режиссер, за плечами которого несколько короткометражных и даже полнометражных фильмов.

Райнер Фасбиндер немецкий кинорежиссер, сценарист, актер, драматург, нонконформист, один из лидеров «нового немецкого кино». Мейнстрим (англ. mainstream — основное течение). Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в культуре.

Короткометражки «Маленькая смерть» (1995 год), «Летнее платье» (1996 год) и «Посмотри на море» (1997 год) у нас вышли как сборник с названием «Нарцисс у кромки лета» (какое все и сразу об авторе говорящее название). В 1998 году вышел его первый полнометражный фильм «Крысятник», далее были «Криминальные любовники» и «Капли дождя на раскаленной крыше» по раннему рассказу Райнера Фасбиндера.

Те, кто начал знакомство с режиссером не с первого, а с его последнего на тот момент фильма, были удивлены тем, что перед выходом на наш отечественный кинорынок на Озона повесили ярлык скандалиста (интересно, что в PR- компания фильма был задействован такой рекламный носитель, как спички, а распространялись они по гей-клубам). Фильм «Под песком» в эту схему вписывался с трудом. В мейнстриме, впрочем, его присутствие тоже вызывало бы сомнение. Прежние страшилки Озона хоть и пугали, но так, что не страшно - все же были населены героями, которые не ищут себя в университетах, а сразу идут убивать друзей, как в «Криминальных любовниках», чтобы потом столкнуться с насилием по отношению к себе. Или, идут убивать своего отца, который съел домашнюю крысу и превратился в хвостатое животное гигантских размеров, как в «Крысятнике». Перед этим, правда, каждый из членов странной семейки открыл свое истинное лицо: сын из натурала превратился в гея, одна сестра бросается из окна и становится инвалидом, другая сестра увлекается садо-мазо, мать семейства соблазняет своего сына-гомосексуалиста, работники по дому тоже изменяют себе.

Арт-хаус некоммерческое кино

Творчество режиссера в глазах зрителей разделилось на две части: до «Песка» и на «что же будет после». Прагматичный Озон все рассчитал правильно. Согласие Рэмплинг сыграть роль в «Под песком» дало фору им обоим. Актриса начала много сниматься. Озон перестал быть заштатным арт-хаусным режиссером. Теперь он мог получить любую звезду. Чем он и не преминул воспользоваться. Только пригласил не одну, а сразу восемь. Для своего нового фильма «8 женщин».

Тихий французский Прованс перед Рождеством. В большом доме одного местного господина собраны восемь женщин. Это его жены, любовницы, дочери, секретарь, помощницы по дому, мать. Хозяин, правда, так и останется за кадром , поскольку почти сразу выяснится, что он убит. В ожидании полиции женщины начнут самостоятельное расследование, во время которого каждая из них решится на откровение и оголит, так сказать, свое естество. Выяснится, что даже под ликом ангела скрывается нечто совсем другое.

Этот ретро-водевиль был снять Озоном по пьесе Робера Тома, известного у нас по фильму «Ищите женщину» (в оригинале «Попугаиха и ципленок», 1966 год). Пьеса «Восемь любящих женщин» (1961 год) скорее подошла бы для театральной антрепризы, чем для фильма. Очевидно, что Озон выискивал что-то похожее, поскольку преследовал главную цель – собрать на одной площадке, как можно больше известных французских актрис и показать их в несвойственных для себя амплуа. Бенефициантками оказались: Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Даниэль Дарье, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайен, Людивин Санье.

Если для троицы Катрин Денев, Фанни Ардан и Изабель Юппер участие в проекте похоже на развлечение (не так часто актрисам давали возможность петь и танцевать перед камерой), то для, скажем, Людивин Санье – это яркий заметный дебют в кино, а для Даниэль Дарье в буквальном смысле восстание из пепла (учитывая, что на момент выхода картины ей было 85 лет).

Хрусталь разновидность стекла, обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском.

Фильм получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за актерский ансамбль (без сомнения, актрисы хорошо провели время вместе). А Озон из скандалистов окончательно перешел в более респектную нишу под названием «крепкий европейский режиссер». Его сравнивают с «хрустальной вазой», потому что Озон – режиссер-наблюдатель. Сам созерцает бесстрастно и нам предлагает не размягчаться. Зритель для него – случайный прохожий, отгороженный от происходящего невидимой ширмой. Пейзажи, герои, сюжеты – все это не должно вас касаться. А если вдруг защемило где-то, какие-то струны затронуло, то его это уже не должно касаться.

«Бассейн» сразу заинтриговал названием. Все думали, что будет римейк знаменитого фильма, одной из самых чувственных историй ХХ века с Аленом Делоном, Роми Шнайдер, Морисом Роне и совсем юной Джейн Биркин в главных ролях. Оказалось, что «Бассейн-2003» имеет самостоятельный сюжет, но он сильно перекликается с фабулой «Бассейна-1969».

«Бассейн» детективный художественный фильм

Писательница, автор нескольких детективных романов Сара Мортон переживает творческий кризис. Издатель отправляет ее в свое загородное поместье на юг Франции, чтобы там, в тишине она смогла сочинить новую детективную историю. Сара и не предполагала, что одновременно с ней туда приедет взбалмошная дочь издателя, и что им обеим придется скрывать улики настоящего, а не вымышленного убийства.

На роль Сары Озон снова пригласил Шарлотту Рэмплинг, дочь издателя сыграла дебютантка «8 женщин» Людивин Санье. Фильм получился даже слишком чувственный для Озона. Все это благодаря зажигательной Людивин, убедительно воплотившей роль отвязной, избалованной, не привыкшей себя ни в чем ограничивать девицы, которая также чрезмерно обаятельна, а потому способна разбудить любопытство и привлечь на свою сторону даже самого отъявленного сухаря в юбке, такого, как английская писательница Сара Мортон.

Дуэт получился звонкий. Озон еще раз продемонстрировал свое умения работать с актрисами (как с начинающими, так и с очень известными). За это ему можно простить даже очередной (так ненавистный многим) открытый финал, который, как и в «Под песком», заведет уже собравшегося расслабиться зрителя в тупик. Озон все-таки француз, такая манера свойственна не только ему одному. Писатель и сценарист Себастьян Жапризо тоже любит морочить всем голову. Тем более, что в двух последующих фильмах «5х2» (2004 года) и «Время прощания» (2005 год) в финале будут поставлены жирные точки.

На этот раз Озон обошелся без звезд международного масштаба, хотя в фильме «Время прощания» в роли бабушки главного героя мелькнула Жанна Моро.

Режиссер два года пребывал в депрессии – такое складывается впечатление от просмотра этих двух фильмов . Или наоборот переживал чувство глубокой влюбленности, и ему захотелось просто об этом поговорить. Чтобы снять честный фильм о любви, необходимо иметь немалое мужество. Как перенести эмоции на бумагу и пленку, ничего не расплескав по пути, да еще и не быть слишком приторным и чересчур откровенным, а между тем, открыться настолько, насколько этого требует тема. Озон не стал разговаривать со зрителем эзоповым языком, но и не мог себе позволить пойти прямым путем. Поэтому в «5х2» прослежена история пары от момента знакомства до развода, с той разницей, что повествование ведется в обратном порядке: начинается с неудачной попытки прощального секса между разведенными супругами, а заканчивается романтическим знакомством на пляже.

А в фильме «Время прощания» мы под лупой рассматриваем душу молодого фотографа-гея, который узнает, что безнадежно болен. От момента осознания до прощания с этим миром, когда он приходит на пляж, чтобы в последний раз посмотреть на море и унести его с собой навсегда, проходит всего несколько месяцев. Но именно в это время Ромен (так зовут главного героя) попробует не только примириться с собой, своими близкими, но и оставит после себя жизнь - поможет забеременеть женщине, муж которой бесплоден.

Несуетливый получился у Озона разговор о любви и смерти, о зарождении чувств и их угасании, о прощании и прощении, о том что самое важное иногда начинается или заканчивается на берегу моря, в красных лучах заката, с видом на бесконечно убегающий горизонт.

Элизабет Тейлор актриса, королева Голливуда

Озон умеет удивлять. И не важно в каком жанре режиссер будет снимать свои последующие фильмы, без сюрприза не обойдется. Так случилось и с фильмом «Ангел» (2007 год). В основу сценария был положен роман, внимание, Элизабет Тейлор, написанный в середине прошлого века. И это настоящая мелодрама, в которой рассказывается история про… Золушку.

Энжел – девочка из бедной семьи. Главное ее богатство – талант, она постоянно выдумывает истории, записывает их, мечтая стать известной писательницей и жить в одной из местных достопримечательностей – особняке Paradise. Конечно, ее дар оценят (иначе и говорить было бы не о чем, это же мелодрама). Она станет очень знаменитой, поселится в особняке, но душа ее будет девственно неразвита. Энжел воспримет свое счастье как должное, и удача изменит ей. Как изменит и страстно любимый муж, и читатели, и рассудок, в конце концов.

Нуар кинематографический жанр, термин «черный фильм» введен французскими критиками в 1946 году, относился к американским фильмам того времени.

Главное украшение фильма – молодая английская актриса Ромоло Гараи – безусловная героиня и красавица, которая великолепно смотрится в роскошных костюмах конца XIX века. Стилизация под фильм-нуар добавит еще шика в эту простенькую историю и избавит от необходимости делить героев на хороших и плохих. В небольшой роли жены издателя здесь снова появится Шарлотта Рэмплинг, а, собственно, издателя сыграет крепкий английский актер Сэм Нилл.

Закрытый Озон всегда дает сдержанные интервью и никогда не распространяется о своих фильмах. Предпочитает, чтобы зритель сам разбирался с тем, что режиссер ему предлагает на этот раз . Так и на вопрос о чем же его «Рики» (2009 год), Франсуа скупо отвечает, что фильм открыт для интерпретаций. То, что эта его история снята в промзоне – героиня работает на каком-то вредном производстве и живет не в центре Парижа – вовсе не означает, что в фильме есть какой-то пролетарский подтекст. Люди встречаются на море, в музеях, барах и на заводах тоже. Они просто встречаются, и у некоторых появляются дети, но не ко всем прилетают ангелы.

Озона привлекает тема изменения. Его герои мутируют, меняются, преображаются, а иногда зависают в неопределенности под воздействием происходящих событий. Не важно, в кого они превращаются - в монстров, крыс или ангелов ("Рики" - это "Крысятник" наоборот, как и фильм о разводе - это развод наоборот), главное, как это происходит, и что планы и намерения всегда корректируется обстоятельствами, а факторы места и времени - не больше чем условности. У Озона вымысел, субъективное ощущение - реальнее, чем жизнь. Как и сюжет. Он развивается по своим законам и сильнее замысла сценариста. Потому и финалы открыты, и зритель недоволен. За полтора десятилетия Озону удалось попробовать себя в разных жанрах – он был арт-хаусным режиссером, но с легкостью снял водевиль, потом вернулся в кино, которое посмотрит один человек из ста, а дальше пошел в мелодраму. Как говорила одному из своих поклонников героиня известного сериала про секс «я примеряла тебя, как платье, и оно мне не подходит». Нельзя сказать, что Озон все еще ищет себя, скорее, пробуется в разных жанрах. Ведь даже хрустальным вазам иногда хочется разбиваться в дребезги и вонзаться осколками в рафинированных режиссеров, которые как раз в этот момент захотели быть более сладкими.

P.S. Последний фильм Франсуа Озона комедия «Трофей» (2010 год) с Катрин Денев и Жераром Депардье в главных ролях вышла в отечественный прокат в январе 2011 года с названием «Отчаянная домохозяйка».